Цифровая поставка контента (фильмов) по оптоволоконным сетям и через спутниковую связь практикуется большинством дистрибьюторов США и Европы, но в России фильмокопии до сих пор привозят на физических носителях – пленке или жестких дисках. Кинокомпания «Централ Партнершип» (ЦПШ) первой из российских дистрибьюторов начала передавать цифровые фильмокопии в кинотеатры через интернет.
«Наш кинотеатр потратил немало сил и средств, чтобы организовать цифровую доставку фильмов – рассказывает Александр Видякин – директор кинотеатра «Октябрь». Доставку контента до нас обеспечивает компания «СинеЛаб Дата Деливери», специализирующаяся на дистрибуции фильмов от прокатчиков в кинотеатры.
Профессиональный комплект, предоставляемый компанией «СинеЛаб Дата Деливери» кинотеатрам, состоит из сервера, на который принимается фильм (может хранить до десяти фильмов), и устройств управления. Электронная доставка – это будущее кинорынка, уверен Александр. «Революция заключается не только в самом переходе на цифровой показ, но и в новом способе доставки», – считает он. По оценке гендиректора «Невафильм Research» Олега Березина, дистрибьюторы тратят примерно 30 тысяч руб. на изготовление одной копии фильма на пленке и 3-4 тысяч руб. на доставку каждой из них до кинозала. Изготовление одной копии на жестком диске обходится дешевле – примерно в 2 тысяч руб., а ее доставка в среднем в 2,5 тысяч руб. В случае доставки фильмов по проводным сетям или через спутник - стоимость доставки ещё дешевле.
На логистике сэкономят и кинотеатры, и дистрибьюторы – продолжает рассказ директор к/т «Октябрь» Александр Видякин. - На рынках США и Европы цифровой доставкой (по оптоволоконным сетям и через спутник) охвачены около 70% киносетей, но в России передача фильмокопий в кинотеатры до сих пор осуществлялась лишь на физических носителях – на пленке или жестких дисках. В России уже пытались заменить традиционную систему дистрибуции кино более современной. Так, в 2003 году министр связи Леонид Рейман вместе с режиссерами Никитой Михалковым, Кареном Шахназаровым и Александром Прошкиным представили проект «Народный экран», суть которого заключалась в создании системы трансляции кинокартин со спутников ФГУП «Космическая связь» на всю территорию России, с целью сэкономить на доставке физических копий. Как предполагалось, оборудование одного зала должно было обойтись кинотеатрам примерно в $50 тысяч, не считая абонентской платы за прием сигнала. Проект так и не был реализован из-за отсутствия спроса.
В 2007 году похожий способ доставки кино предлагал провайдер спутниковой связи HeliosNet по договору с главным информационно-вычислительным центром Минкультуры. Однако сервисом были охвачены лишь несколько кинотеатров в Ханты-Мансийском автономном округе и Южном федеральном округе. Проекты были нерентабельны по причине небольшого количества цифровых кинотеатров в России. На момент запуска проекта HeliosNet в стране было лишь около 20 кинотеатров, оснащенных цифровыми проекторами. На конец июня 2011 года их было уже 1181 в 611 кинотеатрах (всего в стране около 2,5 тысяч залов примерно в 900 кинотеатрах). При этом по данным «Невафильм Research», в цифровом формате в России демонстрируются 92% блокбастеров и 100% фильмов в формате 3D».
С февраля 2012 года и кинотеатр «Октябрь» подключается к системе доставки контента спутниковыми и интернет-каналами. В будущем, в планах кинотеатра освоение новой современной технологии «Автоматизированный цифровой кинотеатр», где роль человека в работе кинотеатра будет минимальной. Компьютеры будут управлять кинопоказом, продажей и бронированием билетов, отчетностью, пропускать в зал и выпускать зрителей из кинозала и т.д.
Жить становится всё интересней!
Материал подготовила Мария Шашкова –
Зам. директора к/т «Октябрь»
|